Записки о Тетради Смерти.

Началось все незамысловато, вполне привычно для России: 15-летняя школьница в Екатеринбурге прыгнула с балкона своего дома.(http://ural.kp.ru/dailyhttp://ural.kp.ru/daily/26036.4/2951260/)
Вроде бы, ничего не предвещало трагедии. Юлия Макарова была отличницей, получала почетные грамоты за спортивные успехи и тут...
После обыска, на столе у нее нашли тома манги «Тетрадь Смерти»(Death Note) и понеслось...
На этом история бы и закончилась, если бы манга была издана не в России. Но Death Note переведена и издается довольно знаменитым издательством Эксмо.
Следователи возбудили уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства», хотя применить ее к книге или манге едва ли возможно.
«Уральский родительский комитет» и его глава Евгений Жабреев обрушились со всей силой на мангу, заявляя, что она-де преступная, неправильная, ужасная и толкает детей на самоубийство.
Отец девочки, Юрий Васильевич, только подливает масла в огонь: «Я настаиваю на том, чтобы силовики разобрались с «Тетрадями смерти» и запретили их!»

Напоминает историю в Америке, где подросток игравший в ролевую по Dragons & Dungeons покончил жизнь самоубийством. И кого обвинила мать подростка? Правильно, компанию, создавшую ролевую систему. (http://www.cale.com/paper.htm)

Когда дело запахло жареным, Жабреев добился внимания Павла Астахова, детского омбудсмена. И вдобавок, передал «официальные заключения детских психологов и психотерапевтов о вреде данной литературы для детской несформировавшейся психики»(http://www.uralinform.ru/news/society/169673-na-srednem-urale-nachalas-oblava-na-knijnye-magaziny-ishut-tetrad-smerti/).

После приезда омбудсмена дела пошли и вовсе круто. Под предводительством Жабобреева были организованы рейды на книжные магазины с целью «скупить все комиксы из серии „Тетрадь смерти“ в Свердловской области».(http://www.e1.ru/news/spool/news_id-384074.html)
Что они с ними будут делать? Сжигать на кострах? Back to middle ages?

Больше всего позабавила реакция новостных СМИ.
Некоторые каналы высказались вроде бы нейтрально, но впечатление остается отрицательное(«психологи говорят, защитить, запретить, смертельно опасная книга»):
Все рвутся «защищать школьников».


Первое место по тупости и лапшевешанью пока разделили публикация на сайте «КП» и передача на первом канале «Дело X».
Вот выдержки из статьи(http://www.kp.by/daily/26037/2952945/):
Говорит отец Юли:
«А ведь эти комиксы - очень опасная вещь. Их даже читать нужно не слева направо, а наоборот. Поэтому родители, когда открывают их, не могут понять смысл этих картинок. Ну рисунки и рисунки. Ничего страшного. Но если вчитаться, там ребят подводят к тому, чтобы они проверили, что находится за чертой жизни. Это ужасно!»
Какой кошмар! Задом наперед читать! Ишь чего удумали. Коварные японцы книжки не так пишут, чтобы родителей обманывать. А уж про «черту жизни» просто пассаж. Библию бы тоже запретить, что ли. Она ведь про райские кущи любит рассказывать.

«Сейчас наших детей убивают духовными наркотиками в виде этих комиксов и книг о смерти. Почему никто не видит очевидного - это тот же самый наркотик, только еще более опасный. И ребята на них подсаживаются даже быстрее, чем на обычную иглу».
Остальные восклицания Юрия Васильевича я оставлю без внимания, его можно понять. Едем дальше.

Предсмертная записка Юли. Приведу выдержки, которые не всегда попадают в другие СМИ:
«Это общество не позволило бы мне жить»...
«Этот мир меня тяготит. Не уверена, что в другом будет лучше, но попробовать стоит. Просто так надо. Простите».

Далее КП публикует комментарий психолога(или лучше сказать «психолуха») Светланы Катыревой:
«На странице правила «Тетради смерти». Белыми буквами на черной странице написано: «Человек, имя которого записано в этой тетради, умрет».
- Это достаточно жесткое высказывание. Оно может действовать, как некое зомбирование ребенка. ... Если обычно в комиксах преобладают яркие краски, то здесь лишь черный и белый цвета. Что сразу настраивает на депрессивный лад».
Видимо надо запретить черно-белые иллюстрации. В манге, напомню, 90% страниц, как правило, именно в ч/б.

«Главный герой возвращается домой из школы. Его мама радуется оценкам: «У тебя опять самый высокий балл по стране?» - «Угу, - без энтузиазма отвечает сын и добавляет: Я пошел заниматься. Не мешайте мне». Мама не сдается: «Может, ты чего-нибудь хочешь? Только скажи!». Но главный герой отрезает: «У меня уже есть все, что я хочу».
- Молодой человек как будто списан с Юли Макаровой. Скорее всего, девочка отождествляла себя с ним. И вместо того, чтобы поговорить с родителями о том, что ее тревожило, она, глядя на своего любимого героя, поступала, как он. То есть замыкалась еще больше в себе.»
Как человек читавший данную мангу, готов сказать, что «психолух» ее в лучшем случае листала. Ягами Лайт, главный герой, с помощью тетради смерти убивает преступников. Что же делала Юля Макарова? Преступников убивала?

«Бог смерти говорит: «Тем, кто использует «Тетрадь смерти», приходится бороться с разными проблемами и кошмарами».
- Наличие такого атрибута, как «Тетрадь смерти», предполагает, что у человека что-то не в порядке в жизни. У него появляются тревоги и страхи. Ну а читатель может проецировать эти мысли на свою жизнь.»
Понятно. Если тебе близка проблема бедного художника из «Невского проспекта» Гоголя, нужно смело поступать как он. Ведь проекция мыслей на свою жизнь же!

«Бог смерти ухмыляется: «Остальное узнаешь, когда умрешь».
 - Это ведь провокация в чистом виде! Получается, что бог смерти провоцирует главного героя на самоубийство.»
Вешает лапшу на уши Катырева. Бог смерти Рюуук предупреждает героя, что после смерти Лайт не сможет попасть ни в ад, ни в рай. «А куда?» - любопытствует герой. И тут-то Рюуук и произносит пресловутую фразу(привожу диалог не дословно, но смысл сохранен).
Возможно, он намекает, что своими действиями герой ставит себя вне человеческого закона и вне закона высшего, божественного.
Мефистофель тоже предупреждает Фауста, что после сделки с дьяволом ученого ожидает ад. Но Катырева и Жабреев явно Гете не читали.
Кстати, позднее Лайт заявляет, что намерен прожить долгую и интересную жизнь. Не вяжется это как-то с «подталкиванием к самоубийству».

Вторые призеры – передача «Дело Х»(которое, очевидно читается как «Дело Хэ»).

Ведущая Лидия Вележева предлагает ознакомиться с видеорядом на экране. Мелькают страницы манги, где видны изображения некой девочки, которая повторяет реплики Ягами Лайта, а потом прыгает из окна. Причем здесь Тетрадь Смерти? Совпадает только один диалог.
А таинственная девочка похожа на героиню аниме Hanasaku Iroha. В огороде бузина...
Кадр из передачи:

 


Постер аниме Hanasaku Iroha:


Зрители внимают. Выступает отец Юли(вновь он). Следом за ним экстрасенсы, затем психолог, потом внезапно Жабреев(и сюда пролез).
После каждого отзыва ведущая с упорством маньяка допытывается: «Так это зомбирование? Зомбирование?»
«инфа 100% зомбирование!» - утверждает Жабреев.
В видеовставке голос вещает про «книгу-убийцу», «ритуальное чтение». Все усугубляют фразами о том, что: «на последней странице значилось: «Бог смерти ухмыляется. Об остальном узнаешь, когда прочтешь». Выясняется, что «книгу нужно было читать от конца к началу, используя специальный шифр(!!!)».
«А еще – написать свое имя на самой последней чистой странице.»(!!!) «Прочитав на обложке: «Каждый, чье имя написано в тетради смерти, умрет» Юля Макарова шагнула в пропасть».
Эта фраза в томе есть, но не на обложке. При этом не ясно, действительно ли Юля читала эту надпись и вписывала себя на последнюю страницу. Естественно, что надпись относится к магической Тетради Смерти из сюжета, а не к самой манге.

Дальше слушать нет сил. Армия невежества, мракобесия, глупости и пиара.

В СМИ и блогах попадаются адекватные статьи, где люди знают, о чем пишут:

В также сети появилась петиция о недопущении запрета манги. Подписать можно имея е-мейл или регистрацию в соцсетях:

У Жабреева, судя по сообщению, явно загорелась шапка:

Ради интереса я даже приобрел первый том манги еще до погромов в книжных магазинах.
Сфотографировал страницы, секретного шифра не нашел. Обманули в Деле Хэ.



Обложки и титульный лист. Манга напечатана с разрешения японского издательства. Никакого криминала.


Та самая «последняя страница, где нужно написать имя». Просто предупреждение, как надо читать, для тех кто решил читать «как обычно». Правда, вторая половина форзаца белая. Там и надо писать?


 Страница с анонсом. Предупреждения Бога смерти не нашел. Другой том?


Страница с надписью «Человек, чье имя записано в этой тетради, умрет.» Но это НЕ обложка.

Комментарии

  1. Всегда хотел свою тетрадь смерти правда пока обхожусь приложением на android где можно записывать разные правила а так же имена людей. Правда она не работает почему-то никто не умирает когда я записываю туда имя и фамилию человека. (

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий