Курокава – черная неблагодарность


Похоже, я постепенно начинаю переходить на режим "один пост в год", но пока даже так не получается - последний раз я писал в 2018 году.

Возможно, и этого бы обзора тоже не было, дело давнее, дело прошлое. Но периодически данная тема нет-нет, да всплывает в японских новостях или блогах.

Мы опять возвращаемся к нашей любимой теме - японским документалкам про войну. И опять телекомпания NHK на своем образовательном телеканале Eテレ хочет просветить нас по теме японских сельскохозяйственных колонистов в Маньчжурии и, что с ними стало, когда пришли советские войска.

Итак, фильм вышедший в 2017 году, называется "Исповедь -Женщины сельскохозяйственных колоний Маньчжурии и Внутренней Монголии-"(告白~満蒙開拓団の女たち~)

Что же это за исповедь?

В начале фильма нам без долгих прелюдий показывают старенькую бабушку Сато Харуе, которая рассказывает, как ее сестру "забрали советские солдаты".

Только затем дают хоть какую-то ретроспективу.

В августе 1945 года советские войска вторгаются в Маньчжурию. Далее показывают некую "Сельскохозяйственную колонию Курокава"(黒川開拓団). Курокава - дословно "черная река".

Мы слушаем воспоминания некой Ямамото Митико, старую фотографию которой мы видим на экране, но вживую сниматься она почему-то отказывается. Наверное, чтобы зрители запомнили ее молодой и симпатичной.

И "гвоздь программы" вываливают сразу же - мемориал со статуей "Памятник девушке"(乙女の碑) в японской деревне Сирокава, где сейчас живут репатрианты из той самой колонии.

Там же глава общества репатриантов из Курокавы Фудзи Хисаси нам рассказывает "правду о женщинах Курокавы", о которой "до сих пор не хотят говорить".

Еще в 2013 году, другая репатриантка Ясуэ Ёсико на собрании бывших колонистов вещает, что "чтобы спасти колонистов, девушки, рыдая, были вынуждены обслуживать советских офицеров".

Становилось все интереснее...

После туманных отступлений про вторжение Японии в Маньчжурию в 1931 году, нам наконец показывают место происшествия - деревня, недалеко от станции Таолайчжао, южнее Харбина.


Как и в предыдущих документальных фильмах, они не в состоянии показать точное место, поэтому прикладываю фрагмент советской военной карты.

Опять про нападение СССР на Маньчжурию. На фоне идущих советских солдат нам рассказывают, что после поражения Квантунской армии оставшиеся японские мирные жители "подвергались грабежам и насилию". Ну, кто бы сомневался...

Авторы лихо используют кадры советской кинохроники и куски из фильма "Разгром милитаристской Японии". Под этим же соусом они сокрушаются о массовых самоубийствах, снабжая все кадрами из той же хроники.

Похоже, сценаристы в очередной раз намекают, что самоубийства происходили, потому что советские солдаты всех убивали-насиловали, а не из-за фанатизма японцев.

Харуе опять рассказывает, как к ней пришли "воры" забирать ценности, часы и прочее. По японским воспоминаниям, советские солдаты появились около Таолайчжао 23 августа.

Нас переносят к следующему бывшему колонисту, который показывает записи своего отца, Хисао Косиро. Тот писал, что "если к ним придет толпа бунтовщиков, останется только просить помощи у советских солдат". Под некими "бунтовщиками", как обычно подразумеваются китайцы.

Нам также дают посмотреть советские военные документы штаба 36-й армии Забайкальского фронта, где упоминается Таолайчжао. Но документы почему-то от 7-8 сентября, а не от 23 августа. Видимо, отбирали по принципу "главное, чтобы было название станции и нормально схавают".

Странно, что авторы не удосужились прочитать документы повнимательней и узнать, что около Таолайчжао стояла не вся 36-я армия, как можно понять из видео, а только части 688-го стрелкового полка 103-й стрелковой дивизии.

Нас возвращают к Фудзи Хисаси, который драматически рассказывает, как он отправился к советским войскам, просить, чтобы они их защитили.

Дальше стоит привести его слова дословно. Он обратился к русским солдатам на станции Таолайчжао. Они разогнали "местных жителей" угрожая оружием, но затем "потребовали вознаграждение".

"Все-таки на войне женщины - дело решенное и они потребовали женщин. Глава колонии был в затруднительном положении. Чтобы защитить колонию, девушки были принесены в жертву."


В воспоминаниях другой автор убеждает нас, что "иного выхода не было".

В октябре штаб колонии превратился в "увеселительное заведение", в нем стали работать 15 незамужних девушек из числа колонисток(хотя далее в рассказах очевидцев упоминаются только 10).

Митико рассказывает, что девушки "двигались под дулами оружия" и что было "СТРАШНАА!".

Из записей Косиро мы узнаем, что на "советском языке"(именно советском) "немного подождите" будет "потачичи".

Сестра Ясуэ Ёсико - Хисако рассказывает, как ее сестра с горя пила водку(куда же без нее).

На драматическом фоне заката сообщают, что девушки заразились гонореей и сифилисом, а четверо из них умерли от сыпного тифа.

Незаметно наступает март 1946 года, и советские войска начинают уходить из Маньчжурии(правда, по хронике больше похоже, что это сентябрь 1945-го).

Колония Курокава готовится к репатриации в Японию, но в Маньчжурии "начинается гражданская война между националистическим Китаем и коммунистами". Долгие рассусоливания на тему репатриации я пропускаю.

В Японии к прибывшим из Маньчжурии девушкам относились, мягко говоря, прохладно, их считали "испорченными", "дефектными" и выйти замуж им было трудно.

Тут же опять ввинчивают тему "правды". В опубликованных в 1981 году буклетах сообщества колонистов рассказывается, что они только "предлагали советским солдатам свинину и другую еду". Но, конечно же, там не написали "правду", которая сохранилась в записях Хисао Косиро:

"Слышались плачущие голоса девушек, которых предложили в качестве развлечения. Наши люди в глубине души плакали".

В кадре "правда" выглядит неказисто, куски текста заклеены и разблюрены.


А может прав был Хисао, что пожалел о своей брехне и исключил ее в свое время из общего буклета?

Почти вся оставшаяся часть фильма посвящена семейным хроникам потомков колонистов.

В июне 2018-го они едут в Китай и посещают ту самую деревню около станции Таолайчжао. Монумент, который был установлен в знак "японо-китайской дружбы" оказался расколот и опрокинут. Вместо прежнего "дома развлечений" теперь распаханное поле.

На этом с описанием самой документалки можно и закончить.

Я долго тянул, прежде чем написать обзор, так как фильм оказался нудный, напичканный не относящимися к теме семейными воспоминаниями. После повторного просмотра я даже засомневался, стоит ли писать вообще.

Когда я первый раз услышал в фильме, про организацию борделя для советских солдат, я всерьез стал сомневаться в рассудке дедушки, который это говорил и режиссера, который подобный фильм снял.

Дальше было хуже.

Не успел выйти фильм, как тут же подъехали "секретные документы". В прошлом известный японский дипломат Сато Масару в своей статье про колонию Курокава пишет, что "советские солдаты избивали девушек винтовками". Туда же и некая Сумико Матсуда(松田澄子) магистр педагогики(!) из женского колледжа Йомедзава, которая описывает "насилие над колонистками со стороны советских солдат и китайцев". Со ссылкой на буклет общества колонистов Сирокавы 1982 года, она пишет, что благодаря действиям советской военной полиции удалось восстановить порядок и они, таким образом, "узаконили сделку". Под "сделкой" подразумевалось "предоставление советским солдатам девушек", чтобы "защитить колонию" и "предотвратить изнасилования".


Но, как и в случае с "инцидентом в Гэгэньмяо", никому не приходит в голову спросить "Что вы, черт побери, такое несете?!"

Начать следует с того, что уже существовавшие в Маньчжурии бордели с приходом советских войск были попросту закрыты. Тем более, их посещение солдатам и офицерам категорически запрещалось.

"По приказу полковника В.П. Лебедева побежденные японцы и войска Маньчжоу-го начали сдавать оружие. Всего ночью были захвачены и взяты под охрану 18 объектов г. Гирин - мосты через р. Сунгари, казармы гарнизонов, ж.-д. вокзал, военный госпиталь, семь банков, крупный склад артиллерийского и стрелкового оружия, военная школа, японское консульство, жандармейские и полицейские управления, тюрьма, штабы 2-й опбр и войск Маньчжоу-го, знамена воинских частей, распущено 7 публичных домов."("ПРИКАЗ: КОМАНДИРАМ НЕ СПАТЬ, СОЛДАТАМ СПАТЬ ПОСМЕННО...", Крутских Д.А.)

"Публичных домов под красными фонарями больше, чем харчевен. Солдат сразу предупредили - в бардаки ни ногой: от срамной болезни никакие прививки не спасут, да и вообще, это порочит советского воина." ("Я дрался с самураями", Драбкин А.В.)

"В окно было видно, что дом полон молодыми китаянками, они сидели и на подоконниках, грязные, с растрепанными волосами. Оказывается, это дом терпимости. Догадавшись, мы переглянулись. У Лота и Давыдова было такое выражение лица, что вот-вот их вырвет. Тошно сделалось и мне. Мы молча поспешили выбраться из этой клоаки."(ДНЕВНИКИ ВОЕННЫХ ЛЕТ, В. Войнов)

Разумеется, окончательно ликвидировать бордели было невозможно, многие просто стали работать подпольно, маскируясь под питейные заведения. Тем более, советские комендатуры делили власть с новообразованными китайскими органами самоуправления, которые не всегда выполняли свою работу.

Интересно, что после занятия Сахалина в том же августе 1945, публичные дома там были ликвидированы навсегда. И больше всего возмутились этим именно местные японцы. Именно ради них пришлось даже на некоторое время бордели оставить. Комендант Дмитрий Крюков упоминает, что в первую ночь на острове ему прислали "девушку к услугам", которая так и просидела в соседней комнате, пока он спал.

Странно ведь, что "злые советские солдаты" закрывали бордели!

Поскольку авторы не потрудились рассказать конкретно, что за части стояли около Таолайчжао, придется сделать это самому.

По документам, части 688-го полка 103-й пехотной дивизии оказались там где-то 25-30 августа. Я готов поверить словам репатриантов про 23 августа. Командовал 103-й дивизией генерал-майор Соловьев, 31 августа его сменил полковник Банюк. Данных по поводу командования полка я не нашел.

Вот, например, приказ комдива от 24 августа:

"Произвести осмотр всему личному составу, все приобретенное в индивидуальном порядке рядовым, сержантским и офицерским составом имущество(вещи) изъять и сосредоточить в одном определенном месте, выставить охрану. (...) Ни в коем случае не допускать общения рядовому и сержантскому составу с местным населением, японскими солдатами и офицерами, тем более не допускать случаев мародерства. Предупредить личный состав, что за мародерство будут предаваться суду военного трибунала. Категорически прекратить случаи пьянства отдельными военнослужащими и случаи стрельбы."

То есть, вполне ожидаемо за мародерство полагалось строгое наказание, не говоря уже о всяких "развлечениях" в борделях. Подчеркивается и патрулирование для охраны порядка, и совместные действия с китайской милицией.

Далее в сентябре полковник Банюк приказывает навести порядок в караульной службе, исключить случаи пьянства и "жестоко наказывать" плохо несущих караульную службу.

И опять не понятно, как это соотносится с россказнями про "ублажение солдат". Конечно, в воспоминаниях советских офицеров есть упоминания о том, что некоторые нарушали запрет и все-таки посещали подобные заведения. Но в итоге получали заслуженное наказание, поэтому такое поведение не было повсеместным.

Кстати, по поводу некоторых деталей из историй репатрианток. Для профилактики половых инфекций, врачи делали им спринцевание, но в итоге это не помогло. Однако не понятно, что за врачи проводили процедуру - местные китайские или советские?

В этом же контексте упоминается смерть четырех девушек от тифа, который никакого отношения к сифилису не имеет.

Странно, что девушки заразились ЗПП сами, но не заразили солдат, которые к ним ходили. Хотя это неминуемо вызвало бы эпидемию в воинской части, о чем они не упоминают.

Тут будет не лишним сказать, что по данным медицинской службы Красной армии, чаще всего солдаты болели вовсе не сифилисом, а дизентерией и малярией(данные по 1-му Дальневосточному фронту). И благодаря усилиям советских врачей в Маньчжурии удалось принять меры и предотвратить эпидемии тифа среди населения.

Скорее колонистам сильно повезло, что умерло только четыре девушки. Без этих мер домой не вернулось бы намного больше.


В итоге можно задаться простым вопросом - а насколько сильно соврали колонисты из Курокавы? Вполне можно допустить, что после поражения Квантунской армии и начала гражданской войны, работа в борделе стала для многих способом заработка. Поэтому предприимчивый глава колонии(кстати, в фильме он не назван по имени) и решил отдать девушек в "дом развлечений".

Сумико Матсуда упоминает, что это делалось, еще и чтобы "разделить еду". Хотя скорее, здесь имеется в виду зарабатывание денег для покупки необходимого. Поэтому основными посетителями данного борделя были местные китайцы или мужское население Курокавы. Все остальное - неумелые попытки оправдаться и облить грязью советских солдат, которые защищали мирных жителей.

А вот что пишет японская исследовательница Марико Таманои, которая в отличие от некоторых умеет правильно анализировать источники. Из воспоминаний другой репатриантки Ямамото Киёко, можно узнать, что они "очень боялись, что их изнасилуют советские солдаты и молились за девушек, которые раньше работали гейшами или в барах". Эти девушки "приносили себя в жертву, встречаясь с советскими солдатами, поэтому девушек называли токкотай(камикадзе)". Забавное совпадение? Сначала жертвы - это девушки, раньше работавшие в индустрии развлечений, теперь колонистки... Таманои правильно подмечает, что никаких собственных воспоминаний "девушек-камикадзе" обнаружено не было и история скорее вымышленная.

 

В отличие от предыдущих сказок, где советских солдат обвиняли в убийствах и изнасилованиях напрямую, здесь это подленько преподнесено как личная трагедия "жертв войны". Мол, у них "не было выбора". Печально признавать, что некоторые "свидетели" вроде Фудзи Хисаси, уже открыто излагают клевету и вранье на учебных телеканалах Японии от своего лица.


Источники:

  1. Фильм 告白~満蒙開拓団の女たち~
  2. "I Learned about the Wretchedness of War: Women Settlers ‘Sexual Entertainment’ of Soviet Red Army Troops in Postwar Manchuria", Sato Masaru, The Asia Pacific Journal, 15.09.2017
  3. "Japanese Women who emigrated Manchuria:Women's Roles and Sexual Abuse", Sumiko Matsuda
  4. "記憶/Kioku/思い出/Omoide/Memory", Tamanoi, Mariko Asano, https://escholarship.org/uc/item/9535h2sn
  5. "Я дрался с самураями" Драбкин А.В.
  6.  "ПРИКАЗ: КОМАНДИРАМ НЕ СПАТЬ, СОЛДАТАМ СПАТЬ ПОСМЕННО...", Крутских Д.А.
  7. "Сталинизм по-японски: любовные драмы, поклон товарищу Сталину и дружба народов", https://sakhalinmedia.ru/news/629469/
  8.  Широков Андрей Тимофеевич, воспоминания, https://www.moypolk.ru/soldier/shirokov-andrey-timofeevich
  9. ДНЕВНИКИ ВОЕННЫХ ЛЕТ, В.Войнов
  10. "Война с Японией: медицинская служба Красной Армии в Маньчжурской стратегической наступательной операции(9 августа – 2 сентября 1945 г.)", П.Ф. Гладких, Medico.Biological and Socio.Psychological Problems of Safety in Emergency Situations, 2015 No 3
  11. Сайт "Память народа", https://pamyat-naroda.ru/

Комментарии