28 панфиловцев и японское мифотворчество

film_afisha

24 ноября наконец-то вышел в прокат долгожданный фильм про героев, защищавших Москву в 1941 году у разъезда Дубосеково.

Фильм создавался в течении нескольких лет, деньги на картину собирались «всем миром», при помощи краудфандинга. Под конец, вместе с вкладами спонсоров и Минкульта, бюджет фильма составил 150 миллионов рублей.

Показ только начался, а фильм уже вызвал неоднозначную реакцию. Кто-то хвалил, кто-то ругал.

Упрекали за то, что в фильме нет внятно выписанных героев, за то, что нет драмы, любовной линии и прочего.

Но еще до начала проката, многие горячо заверяли всех, что «фильм лжет и вообще никаких 28-ми панфиловцев не было».

В СМИ больше всех отличился доктор исторических наук Сергей Мироненко, который несколько лет назад заявил, что «28 панфиловцев — это миф», а в интервью РБК добавил, что «врать — нехорошо». Но при этом признал, что подвиг был, однако героями были не только 28 человек, а все те, кто стоял на защите Москвы.(http://www.rbc.ru/society/23/11/2016/5835c1599a794768f98cfde9)

То есть, спор во многом идет уже из-за конкретных цифр, а не из-за факта, был ли подвиг или нет.

Оказалось, легенду об именно 28-ми панфиловцах придумал журналист «Красной звезды» Кривицкий, в чем потом и сознался. Согласно его статьям, все 28 бойцов погибли, но потом оказалось, что некоторые из них были вполне живыми и после войны.

Документальных свидетельств боя тоже почти не осталось, хотя сохранились воспоминания тех, кто участвовал в бою у Дубосеково.

Но я сейчас не о фильме и не о самом подвиге дивизии панфиловцев.

Учитывая всю бурную дискуссию вокруг картины, нельзя не вспомнить про всевозможные японские экранизации «трагических событий» военной поры. Я остановлюсь только на связанных с войной СССР и Японии.

При чем тут панфиловцы? - спросите вы.

Многие японские дорамы излагают события, которые вполне можно назвать мифологическими, полностью или частично выдуманными.

Начну с дорамы Tsuma to tonda tokkouhei(妻と飛んだ特攻兵).

Напомню, согласно замыслу авторов, в фильме рассказывается история некой семейной пары — летчика-камикадзе и его жены(подробнее в моем предыдущем посте).

tsuma_tonda

Они действительно существовали. В Японии установлен памятник-кенотаф в их память.

tsuma_tonda_cenotaph

Их существование и реальность той самоубийственной атаки на советские танки косвенно подтверждает Герой Советского союза Дмитрий Лоза.

Но мифологизация здесь в том, что эта атака якобы что-то дала Квантунской армии и японским беженцам, о чем утверждается в фильме.

В том же самом фильме мы видим и якобы произошедший «инцидент в Какконбё»(葛根廟事件). Это не является главной темой, но по сути, эти события должны объяснять мотивацию героев.

И тут мы сталкиваемся уже с полностью, от начала и до конца, выдуманным эпизодом. Где там 28 панфиловцев! Здесь выдумали «расстрел из автоматов и уничтожение танками», как минимум, тысячи человек(смотрим мой предыдущий пост).

И если дивизия панфиловцев существовала на самом деле, то существование той тысячи беженцев само по себе под вопросом, а их убийство советскими войсками и вовсе однозначный бред.

И этот бред пиарится по центральному японскому телевидению, в газетах и где только можно.

Может быть, какой-нибудь японский историк сомневается в этом или возражает против такой трактовки? Или какой-нибудь журналист, общественный деятель?

Мне таковых найти не удалось.

 

Едем дальше.

Наверное, наиболее известной легендой периода Советско-японской войны стала легенда о девяти девушках-телефонистках в порту Маока(ныне Холмск, Сахалин), которые во время штурма города советскими войсками приняли цианид.

Подают их исключительно как героинь и они даже были посмертно награждены в 1973 году японским Орденом Священной Короны.

По этому событию сняты аж два фильма. Первый был снят в еще в 1974, с бюджетом в 230 миллионов иен и назывался «Карафуто лета 1945 года: врата льда и снега»(樺太1945年夏氷雪の門). Советское правительство заявило протест, и фильм сняли с проката в Японии.

film

Ремейк фильма вышел в виде дорамы уже 2009м и назывался «Огонь в тумане. Карафуто. Гибель девяти девушек на почте в Маоке»(霧の火 樺太・真岡郵便局に散った九人の乙女たち). Бюджет картины умалчивается.

Этим лентам стоит посвятить отдельные посты, что я обязательно сделаю когда-нибудь.

Разумеется, по старой японской традиции, в подобных произведениях советские солдаты — варвары и убийцы. В обоих фильмах достаточно ерунды, чтобы признать их мифологическими.

Что до самого события, то тут выясняется, что погибли не все девять девушек. Одна из них выжила. Собственно, даже японские источники говорят об этом:

https://pucchi.net/hokkaido/karafuto/maoka19450820.php

Правда, утверждается, что спасенные девушки не входят в список девяти, но смущает отсутствие комментариев у авторов статьи по поводу как минимум трех девушек из числа погибших.

Некоторые российские источники тоже не дают четкого определения, что погибли все девять девушек:

http://geo.1september.ru/article.php?ID=200404003

http://sakhalin-znak.ru/IMG_0515

Но главное, на северной оконечности Хоккайдо воздвигнут целый монумент «Памятник девяти девушкам, погибшим при исполнении своего долга» (九人の乙女の像):

hokkaido

И даже табличка с объяснением и последними словами одной из девушек, которая передала их, связавшись с Японией:

kunin03

Были ли эти слова именно такими, никто, естественно, не подтвердит. Еще никто деликатно не упоминает, что покончить с собой девушек вынудили офицеры 5-го японского фронта, так что смерть телефонисток была не совсем «добровольной».

Но вдруг кто-то из японских историков или публицистов усомнился в абсолютной правдивости легенды о девушках?

И кто же?

А никто. Таких просто нет, хотя тема весьма спорная.

Кстати, ведь на почте в Маоке находились и другие девушки, которые с собой не покончили. И по воспоминаниям советских солдат, при высадке в Отомари(ныне Корсаков) в местном госпитале ими были найдены тела нескольких медсестер(часть из них отравилась цианидом, другим вскрыла вены старшая медсестра).

Тогда почему монумент посвящен только девяти девушкам? Непорядок. Это ведь, по мнению российских экспертов, «преуменьшение масштаба подвига».

 

Я уже не говорю про то, что во всех вышеперечисленных фильмах, японцы пытаются изобразить своих соотечественников героями, при этом обильно поливая другую сторону(советских солдат) грязью.

С панфиловцами как-то по другому получилось. Тут тебе продвинутые эксперты скажут, что подвига не было, и не 28 их было, и в немецких донесениях нет сведений о боях рядом с Дубосеково.

И вообще, на мемориал панфиловцам помещены слова комиссара Клочкова, которых он никогда не произносил, а их выдумал все тот же журналист Кривицкий.

Памятник_28-и_Панфиловцам_Алматы

А кто поручится за последние слова телефонистки из порта Маока, которые написаны на памятнике?

Кто поручится за «геройских летчиков-камикадзе», которые 19 августа «в самоубийственной атаке уничтожили советские танки»?

Кто поручится за россказни таких авторов как Оошима Манкичи, который вещает о «тысяче безвинно раздавленных советскими танками»?

Ну, по крайней мере один из ведущих японских телеканалов NHK, поручился.

А за историю о девяти телефонистках поручилось фактически японское правительство, установив мемориальный знак.

Возражает ли кто-нибудь в Японии против таких мифов? Может быть, но я таких людей не нашел.

И деньги на подобные фильмы в Стране восходящего солнца собираются отнюдь не краудфандингом, хотя на вопрос «Откуда деньжата?» официальные сайты не отвечают.

Многие могут поймать меня на слове, будто бы я утверждаю, что «отечественные патриотические мифы — это хорошо», «в Японии патриотические мифы защищают, значит и у нас надо защищать» и «в Японии с этим еще хуже, чем у нас».

Нет, я не о том.

Мифологизированной является версия боя панфиловцев в изложении Кривицкого. С тех пор утекло много воды, и фильм вовсе не излагает тот же вариант событий. Некоторые моменты совпадают с тем, что было в воспоминаниях панфиловцев, но я не вижу в этом ничего плохого. Доказательств обратного пока никто не представил.

А примеры японских фильмов и дорам, которые я привел, просто показывают, что такие ситуации не уникальны. Только у японцев подобные фильмы получаются ни кожи, ни рожи, главное злых коммунистов нарисуй и сойдет. Деньги все равно добрые дяди выделяют.

У нас же, пока деньги на фильм не стали собирать народом, Минкульт и не почесался.

Но в «28 панфиловцах» политики нет вообще. В отличие от японских поделок.

Комментарии

  1. Не совсем понятно, что вы хотите сказать, в чём смысл статьи? То, что японские нацики рассказывают свои националистические сказки, и никто им не делает атата? Это не новость. То, что съёмки в России фантазийных фильмов про Войну как-то оправдывается вольностями японских нациков? Непонятно, как одно связано с другим.

    -Wazawai

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы последние-то 4 абзаца почитайте. Специально для этого писал.

      Удалить

Отправить комментарий