"My favorite war", Латвия – родина нашего страха.

Сегодня на рассмотрении внезапно не японская, но очень интересная тема. Анимационный фильм латышского режиссера Илзе Бурковской-Якобсен(Ilze Burkovska-Jacobsen) "Моя любимая война"(My favorite war), вышедший в 2020 году. Как говорится в описании, фильм основан на "детских воспоминаниях о Латвии времен холодной войны". "Личный путь побега от мозгопромывания могущественным тоталитарным режимом", "антивоенный фильм, подчеркивающий важность индивидуальной свободы". Фильм уже успел нахватать наград на разных фестивалях анимационного кино.

Этого было достаточно, чтобы я засел писать обзор. 

Но посмотреть фильм оказалось не так просто, сейчас купить его можно только на Vimeo On Demand, где вас встретит надпись "Unfortunately, this title is unavailable in your region". "Индивидуальная свобода", ага... "Иронично".

Начинается мультфильм, как ни странно, с фильма. И эти видео вставки будут появляться до самого конца.

Режиссер(ка?) рассуждает о счастье "когда не надо ничего выбирать" и что, СССР был "самопровозглашенной самой счастливой страной в мире, и любой выбор всегда был сделан за нее". Вообще, к подобной диванной философии стоит приготовиться заранее, ее тоже будет в фильме много.
Итак, 1974 год. Героиня с семьей живет в нескольких минутах езды от берега моря, но гражданским запрещают выходить на пляж. Во как! Поэтому родителям приходится тайно, крадучись мимо военных патрулей, показывать маленькой Илзе море.


Судя по следующей сцене, в СССР железный занавес представлял собой в первую очередь оцепление всех пляжей.


Дальше нас без предупреждения бросают в 1944, когда в оккупированной Латвии в дом к латышам приходят "советские партизаны" и "требуют их накормить". Хозяину удается выпроводить партизан только за полночь.

Через несколько часов к хозяину пожаловали немцы и обвинили его в том, что он приютил партизан. На что тот ответил, что "и у немцев, и у партизан есть оружие". Толстый намек госпожи Бурковской понятен. Типа, мы тут просто жили, а вокруг нас какие-то люди воевали. А "советские партизаны" - это, видимо, некие понаехавшие "москали", ведь латыши, конечно же, не шли в партизаны и свою страну не защищали.

Но тем временем, героиня живет у себя на ферме и своей любимой войной она называет Вторую мировую. А все благодаря сериалу "Четыре танкиста и собака", который показывают почему-то с польскими субтитрами. Кстати, по телевизору в комнате Илзе чаще всего идут только фильмы про войну и военные парады. 

В семье у Илзе есть папа, который "пляшет под дудку партии".

А еще есть дедушка, который раньше был сослан в Сибирь, как враг народа. И именно поэтому его картины не принимают на выставке. Хотя в то же время отец Илзе стал партийным функционером.


Дедушка с друзьями ночью, то есть днем, слушали BBC, согласно обычаю на Руси, и тогда наставало время "ошеломительных историй". Сложно сказать, в каком медвежьем углу вырос дедушка, но выяснилось, что до 9-го мая 1945 он "ни разу в жизни не видел русского". А когда советские солдаты пришли в их деревню, один из них хотел его убить, но, судя по всему, передумал. И убил аиста.

Зачем? Ну, чтобы показать свою советскую кровожадность.

Отец героини работал в городе Алсунга и собирался стать журналистом. Но тут внезапно его перевели по службе на должность директора, хотя он не стремился им стать. Оказывается, в СССР "партия сама назначала людей на ключевые позиции". Всем бы так – раз, и тебя партия на высокооплачиваемую должность назначила.

В ту же минуту Ленин протягивает девочке тот самый советский пломбир.

 

Переезжает семья в город Салдус. Тут нам и начинают излагать ту тему, которая еще неоднократно будет появляться в фильме. Военный полигон около города, который представляется "страшным местом".



Илзе поселяется в свежепостроенном районе. Но вскоре в автоаварии погибает ее отец, после чего семья хлебнет горя по полной.

Длинные очереди, ветераны войны, забирающие последнюю пачку масла из магазина и прочие ужасы советской действительности. 



Мама запрещает Илзе рассказывать в школе про очередь за маслом, потому что так ее могут уволить, и она сможет устроиться в лучшем случае дояркой на ферме. А тогда они лишатся квартиры, горячей воды и туалета. 


Судя по всему, другие в школе не видят очередей за маслом. И почему семья боится остаться без горячей воды, если до этого Илзе провела все детство на ферме? Также, Илзе не может сказать "Мама, я люблю тебя", потому что... В СССР такое не произносили вслух!

Далее Илзе идет в школу и нас знакомят с еще одним лейтмотивом фильма. Даже скорее с новым героем.

В школе учительница рассказывает, что СССР спас Латвию от нацизма, что они должны помнить об этом и ценить мир. Нацисты, по рассказам учительницы, подожгли амбар, собрав в нем всех жителей одной деревни. Илзе начинает чудиться этот самый амбар, и сгорающий в огне ребенок. Роскомнадзор бы не одобрил.

Фильм вроде не заявлен как хоррор, но уверенно движется к нему.

Учительница объясняет, что поскольку идет холодная война, мы должны оставаться сильными и производить оружие. Поэтому, нужно... Стоять в очередях за маслом! Оказывается, если будет война, то все произведенное масло, которое пока хранится где-то в гигантском холодильнике в Кремле, будут раздавать. Получается, в школе и так знали про масло. Какой был тогда смысл разводить секретность? 


А ночью к Илзе приходит во сне тот самый сгоревший в амбаре мальчик. Кадр реально напоминает нынешние инди-хорроры. Ожидаешь, что Илзе будет бегать по комнатам, крафтить ловушки из подручных материалов и прятаться по шкафам. 


Впоследствии она также наслаждается парейдолией в виде цветочков на обоях.


Вновь небольшой экскурс в историю Второй мировой про Курляндкий котел. Копаясь в песочнице, Илзе с подругой накапывают человеческих костей. Чьих именно, нам объяснят позднее.

Наших друзей принимают в пионеры.

Пионеры чем-то похожи на тех самых с картин Васи Ложкина. Маму главной героини в пионеры в свое время не взяли, потому что она была дочерью врага народа. При этом показывается плакат, прославляющий Сталина на английском с датировкой "1956 год". Стало быть, уже после XX съезда и развенчания культа личности.

Теперь пришла новая беда. Маму заставляют вступить в партию, иначе она потеряет работу. Ее унизительно допрашивает толпа советских мужиков, где глава президиума подозрительно похож на Брежнева. Никак не поймешь этих коммунистов, то в пионеры не принимают, то теперь в партию тащат.

Нам аллегорически показывают отца героини, который под парусом партии защищает всю семью от невзгод.


Илзе по его примеру, решает присоединиться "к сильнейшим" и тоже помогать семье. Поэтому она становиться звеньевой, а затем еще и начинает писать статьи для местных пионерских газет. Так там, звеньевым какие-то льготы полагались, или что? Или журналистами можно было стать только звеньевым?

Помимо сбора макулатуры, металлолома и лекарственных трав, пионеры участвуют в военных играх вроде Зарницы. Заодно их обучают стрельбе.

Но с временем опять несостыковка. Только что это был 1982 с принятием в пионеры, а теперь уже газеты 1985го. Вестимо, и занятия НВП со стрельбой у нее начинаются в том же году, в 9-м классе. Хотя хронологически "гонки на лафетах" (почему-то под песню "Спасите наши души" Высоцкого) и Горбачев показаны позже.

Героиню продолжают мучать маршированием под крики "вспышка справа". В городе взрывается котельная, потому что истопник Петрович напился. Толстая совковая повариха выносит из школы полные баулы еды, оставляя школьников без обеда. И все это "потому что никто не смотрит".


Илзе повествует суровую правду жизни в тоталитарной Латвии, где несли с работы каждый гвоздь, не боясь наказания. Потому что наказывали только "простых людей". Странно, а повариха там кто, председатель райкома и наказания не боится? Равенства в обществе тоже не было, потому что кто-то получал больше.



Но больше всего получал еды... Ленин! Запечатлен документальный фото факт.


Владимир Ильич, сразу после закладки бомбы под СССР, объедает бедных латышских школьников.

Дальше небольшое отступление с невинно сосланным дедушкой, который ехидно спрашивает внучку: "Ты хочешь стать как томат, красной целиком? Или как интеллигент, который не любит риска и красен в меру, как редиска?"

В итоге, Илзе все-таки продолжает быть корреспондентом, тяготясь тем, что теперь она "пляшет под дудку партии". За это тоталитарный Советский союз посылает ее... Всего лишь в Артек на лето.

Тут вдруг выясняется, что Илзе только 13 лет. Как же тогда занятия по НВП со стрельбой? Подите догадайтесь. Или действие происходит уже не в 1985-м ?


Вожатый у костра бодро рассказывает про крымских татар, которые "все были предателями и были выселены из Крыма". Интересно, Илзе реально думает, что пионерам такое будет интересно? Может это не вожатый, а засланный ведущий с Радио Свобода ?

По возвращению в школу, нам все-таки раскрывают тайну костей в песочнице. Экскаватор, роющий котлован под новое здание, выкапывает кучу останков солдат на бывшем немецком кладбище. 


Мама героини продолжает работать "специалистом пропаганды"(знать бы еще кто это). Но наконец, начинается перестройка и добрый Горбачев разрешает "говорить то, что они думают". Год в телевизоре опять 1985-й, а значит, наше прыгание по хронологии продолжается.

В сочинении на тему "Что бы я сегодня сказала павшему солдату?" Илзе пишет, что солдат погиб зря, за такое бессмысленное советское общество, где все расхищают социалистическую собственность, нет масла, и экономика разваливается. Лучше бы за булочку, и за трамвайчик бы умер, честное слово. 


Опять маленькая вставка с видео про подругу Илзе, не несущая никакого смысла, и поехали дальше.

На стене здания, построенном на бывшем немецком кладбище, возникает силуэт. Правда не Иисуса, а, как считают местные, немецкого солдата.

Какая-то бабуля, ненавидящая земляничное мыло, рассказывает, как после ликвидации котла в 1945 году они стаскивали хоронить убитых солдат.

Уже не в первый раз возникает ощущение, что Илзе живет в каком-то вакууме. До этого никто не накапывал там ни костей, ни скелетов, ни пуль, никакого эха войны?

Илзе опять тренируется стрелять. Вы еще не забыли? Видимо, специально для нее программу НВП продлили на несколько лет.

Курляндский котел - это, по словам героини, не героическое сражение, а бойня. Потому что СССР бросал солдат на немецкие пулеметы, а важен был только список захваченного воинского имущества. Хотя она тут же утверждает, что больше всех пострадали гражданские. Так может, как раз по этому и стоило ликвидировать котел побыстрее, чтобы закончить войну?

В классе у военрука Илзе начинает буянить, не желая рисовать мишени для стрельбы. И... Ого, давно не видели! Демонстрация парада Красной армии в СССР и парада Вермахта в нацистской Германии с короткой перебивкой! Как свежо, какая оригинальность!


В итоге, Илзе рвет мишень, выкидывая ее в урну вместе с тем самым обгоревшим ребенком из сожженного амбара. С этаким "призраком коммунизма", видимо.


В школе девушки пишут заявление директору, что они больше не хотят стрелять. Странно, а в других школах в тир наоборот даже внеклассно ходили. 


Добрый директор переводит их на занятия по оказанию первой помощи.

Ну а дальше все, что мы и так знаем. Сбор подписей против полигона, потом за выход из состава СССР, потом живая цепь.

Последняя советская база в Латвии была закрыта в 1995, и только тогда "любимая" Вторая мировая война для Илзе Бурковской закончилась.

Отдельно стоит отметить финальную сцену, где по воде от лодки плывут портреты Ленина, Сталина, Гитлера, Мао, Си Цзиньпина, Брежнева, Путина и... внезапно, Трампа. Я все понимаю, но Трампа-то за что?



Говоря о хорошем, можно упомянуть музыку. Судя по титрам, музыкальное сопровождение, как ни иронично, взято из репертуара музыкальных коллективов Латвийской ССР. Высоцкий и другие советские композиторы тоже прозвучали.

Сейчас Илзе Бурковская-Якобсен предпочитает жить не в свободной Латвии, а в Норвегии, где и создавался этот мультфильм при содействии латышской и норвежской команд. Хоррорный визуальный стиль мультику подарил норвежский художник Свейн Нихус(Svein Nyhus).

Что же до документальности, то Илзе путается в датах, событиях и весь фильм выглядит кашей из позднесоветского периода и Второй мировой.

Можно предположить, что семья героини вначале жила на ферме где-то между Юркалне и городом Алсунга. В Юркалне на побережье действительно располагался советский дивизион противовоздушной обороны. Но там также располагался и колхоз "Дзинтаркрастс", в котором проводились мотокроссы. Трасса пролегала по тому самому берегу около моря. Ну или может мотоциклисты ездили под прицелом автоматов, но как-то не похоже(видео кросса 1975 года есть в сети). Здесь еще можно возразить, что выход на берег в этой части Латвии был ограничен. Да, там действительно была пограничная зона. Однако, жившие там выходить на берег в дневное время все-таки могли. Все остальные должны были получать пропуск на въезд. Но что помешало родителям Илзе этот пропуск получить? На карте из фильма колючей проволокой вообще огорожена даже Эстония вместе с курортами Юрмалы и Нарвы-Йыэсуу.

Уже после выхода обзора, я нашел интервью Илзе Бурковской каналу "Настоящее время". Фильм все-таки можно было посмотреть на этом канале бесплатно, хотя и только ограниченное время. В интервью Илзе признается, что фильм – "пропаганда, но пропаганда пацифизма и ненасильственного сопротивления". Странно, впрочем, что Илзе не протестует против войск НАТО в Латвии или, например, против обязательного воинского призыва для женщин в Норвегии. Рассказывает она и "семейную легенду", согласно которой, ее семью не арестовали всю, потому что "советский солдат влюбился в портрет ее бабушки в молодости"! Жаль, что эту сцену не включили в фильм. Может, мы бы тоже в нее влюбились.

Башня, которую проезжает Илзе в одной из сцен, это здание приемной установки "Дарьял", часть объекта "Скрунда-1". В 1995 году, согласно фильму, оно было взорвано американской компанией. Как говорил американский вице-президент в Red Alert 3: "Если у них будут машины и телевизоры, то им не нужно будет создавать армии и новое оружие для войны".


Однако, после долгих метаний, в 2018 году остатки бывшего военного городка были переданы Министерству обороны Латвии и взяты под охрану.

Тот самый полигон около Салдуса (он же Звардский полигон "Лаплас") до конца перестройки использовался советскими ВВС для отработки бомбометания. Вопреки страхам местных священников, бывшие земли полигона не отдали под базы НАТО. С другой стороны зачем, если им уже пообещали базу в Лиепае.

На такой воодушевляющей ноте мы покидаем Илзе и очередную родину нашего страха. Ждем от автора новых документальных, антивоенных хоррор-мультфильмов.


Источники:

  1.  https://www.celotajs.lv/ru/e/map/jurkalnedivizions?8
  2.  https://www.currenttime.tv/a/ilze-jacobson-interview/31284148.html
  3.  https://www.retro-lv.club/2018/06/istorija-rls-v-latvii-skrunda-darjal-kombinat.html
  4. https://ivetabuike.wordpress.com/2017/11/12/atminas-par-dzivi-padomju-laika-miervalza-laca-stasts-par-slegto-zonu-kurzemes-jurmala/ (осторожно, автор поддерживает нацистов)


 

Комментарии